ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Июль 2015года
Социальное партнерство
На практике

Взаимодействие школы с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав

Елена Ваганова, методист отделения «Школа № 297» гимназии № 1565 «Свиблово» г. Москвы

Информация о школе

В 1959 г. в составе Дзержинского района г. Москвы была открыта восьмилетняя школа № 297. В 1963 г. школа стала общеобразовательной, а затем вошла в состав Бабушкинского района столицы. Около 18 лет школа сотрудничала с экономическим факультетом ВГИКа. Здесь снимались фильмы «Москва — Кассиопея», «Крыша», а также многие серии детского журнала «Ералаш».

Сегодня школа № 297 является отделением гимназии № 1565 «Свиблово». В ней обучаются около 500 детей, работают 46 педагогических работников. В школе открыты классы с углубленным изучением английского языка, в старших классах реализуется профильное обучение.

В нашей школе, как и в любой другой, учатся дети так называемой группы риска: из семей, находящихся в социально опасном положении, малообеспеченных семей, дети, находящиеся под опекой, и т. д. Есть в нашей школе и учащиеся, которые за плохое поведение, прогулы, другие проступки стоят на внутришкольном учете. Для того чтобы вовремя оказать им помощь, не допустить беды, школа на протяжении многих лет сотрудничает с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав района Свиблово (далее — КДН и ЗП).

Основными задачами совместной работы являются:

  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определение причин и условий, которые этому способствуют, принятие мер по их устранению;
  • выявление фактов жестокого обращения с детьми и подростками, принятие мер по их устранению;
  • оказание помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • организация досуга и занятости в летний период учащихся, состоящих на учете в КДН и ЗП, внутришкольном учете, на учете в отделе по делам несовершеннолетних ОМВД России по району Свиблово (далее — Отдел по делам несовершеннолетних), а также учащихся группы риска.

Взаимодействие школы и КДН и ЗП осуществляется в соответствии с планом совместной работы, который ежегодно утверждается заведующей отделением, руководителем социальной службы и председателем КДН и ЗП. Назовем его основные пункты.

Предоставление данных об учащихся, состоящих на учете

Семья, находящаяся в социально опасном положении, —

семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Два раза в год школа и КДН и ЗП согласуют данные об учащихся, состоящих на учете в КДН и ЗП. От комиссии этим вопросом занимается ответственный секретарь, от школы — методист, курирующий вопросы социального и воспитательного направлений.

По запросу от КДН и ЗП методист вместе с классными руководителями готовит на учащихся, состоящих на учете, характеристики по следующему плану:

  1. Успеваемость.
  2. Поведение.
  3. Ситуация в семье.
  4. Мероприятия, проведенные в отношении учащегося за полугодичный период.

Затем на заседании КДН и ЗП проходит обсуждение каждого учащегося и совместно с представителями Отдела по делам несовершеннолетних решается вопрос о снятии его с учета либо о продолжении профилактической работы. Методист школы получает рекомендации и проводит корректировку плана мероприятий.

Также мы передаем в КДН и ЗП данные об учащихся, состоящих на внутришкольном учете. Они предоставляются методистом школы три раза в год (в начале, в середине и на момент окончания) по требуемой форме:

  • дата постановки на учет;

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних —

система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

  • причина постановки на учет;
  • сведения об учащемся (дата рождения, адрес проживания, информация о родителях и т. д.).
Предоставление данных об учащихся группы риска

Два раза в года школа предоставляет в КДН и ЗП списки учащихся группы риска (алгоритм такой же, как и при подаче списков учащихся, состоящих на внутришкольном учете).

К каждому заседанию КДН и ЗП по учащемуся группы риска методист школы готовит материалы:

  • характеристику на учащегося;
  • информационную справку о занятости учащегося во внеурочное время;
  • справку о постановке учащегося на учет в Отделе по делам несовершеннолетних;
  • справку об  административно-педагогических мероприятиях, проведенных в отношении учащегося;
  • справку о результатах взаимодействия школы с другими социальными учреждениями и т. д.

Методист школы также участвует в заседаниях КДН и ЗП по учащимся группы риска.

Проверка условий жизни несовершеннолетних

Вместе с представителями КДН и ЗП мы проводим обследования условий жизни учащихся, состоящих на учете в КДН и ЗП, внутришкольном учете и на учете в Отделе по делам несовершеннолетних.

Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей и форма акта обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей утверждены приказом Минобрнауки России от  14.09.2009 № 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423».

По согласованию с родителями назначается дата и время посещения семьи, формируется комиссия, состоящая из классного руководителя, представителя администрации школы, школьного педагога-психолога (по необходимости), инспектора полиции (по необходимости) и представителя КДН и ЗП. Осматриваются условия проживания ребенка, проверяется наличие рабочей зоны, места отдыха, санитарно-гигиеническое состояние квартиры. Проводится беседа с родителями учащегося в неформальной обстановке. По результатам проверки составляется акт.

Организация досуга учащихся

С целью привлечения учащихся, состоящих на учете, и учащихся группы риска к занятиям спортом представители КДН и ЗП организуют встречи несовершеннолетних со специалистами по спорту управы района Свиблово, тренерами спортивно-досуговых учреждений.

Для несовершеннолетних, состоящих на учете, совместно со специалистами по спорту управы района Свиблово, Центра спортивного и творческого развития «Радуга-Свиблово» регулярно организуются и проводятся соревнования по бильярду, пейнтболу, мини-футболу, дартсу, стрельбе из лука, городкам. Дети и подростки этой категории постоянно приглашаются к участию в спортивных праздниках и массовых соревнованиях: в турнирах по пейнтболу, футболу, настольному теннису, районных первенствах по бильярду, городошному спорту, пулевой стрельбе, а также в соревнованиях по прикладным видам спорта ( сборка-разборка оружия, стрельба из пневматического оружия).

Управой района Свиблово заключены соглашения о сотрудничестве с учреждениями и организациями по спорту и досугу, в т. ч. коммерческими, об организации совместной деятельности по развитию физической культуры и спорта, культурно-массовой работы на территории района Свиблово. По направлению КДН и ЗП несовершеннолетние, состоящие на учете, и учащиеся группы риска зачисляются в секции и кружки на бесплатной основе.

Обеспечение трудовой занятости учащихся

Работа по обеспечению трудовой занятости учащихся, состоящих на учете, и учащихся группы риска в нашем районе ведется круглогодично, но особенно активно — летом. Восьмой год подряд на базе Центра спортивного и творческого развития «Радуга-Свиблово» организуется летний трудовой лагерь добровольного посещения для подростков группы риска в количестве 12–15 человек.

Набор в лагерь осуществляется через КДН и ЗП. На заседании комиссии ответственный секретарь сообщает представителям образовательных организаций дату и место проведения родительского собрания по организации трудового лагеря и просит передать эту информации заинтересованным семьям.

Работа с подростками проводится по нескольким направлениям: досуговое, социально-воспитательное, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное и трудовое.

Проведение совместных профилактических мероприятий

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны:
оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
• выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принимать меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
• выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей;
• обеспечивать организацию общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
• осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

П. 2 ст. 14 Федерального закона от  24.06.1999 №  120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Большой пласт совместной работы школы и КДН и ЗП — это проведение мероприятий, направленных на профилактику употребления наркотических средств и психоактивных веществ, правовое просвещение учащихся, противодействие экстремистской и террористической деятельности.

Так, в сентябре 2014 г. в школе прошла Неделя правовых знаний для учащихся с  1-го по  11-й класс. В ее организации приняли участие представители КДН и ЗП, Отдела по делам несовершеннолетних, учителя обществознания, классные руководители и методист школы.

В феврале — марте 2015 г. начальник Отдела по делам несовершеннолетних Е. Г. Яновская провела цикл лекций для учащихся 8-х классов в рамках работы по правовому воспитанию и профилактике правонарушений несовершеннолетних. Основные темы — «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Детский алкоголизм в России», «Я — гражданин России», «Что такое закон? Главный закон страны», «Гражданин и обыватель. Твои права и обязанности. Воинская обязанность».

В октябре 2014 г. психоневролог-нарколог Е.В Кипнис провела профилактическое мероприятие антинаркотической направленности с учащимися 9-х классов. Ее результатом стало социально-психологическое тестирование учащихся, достигших 15-летнего возраста, с целью раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, которое прошло на базе наркологического диспансера № 3 — филиала Московского научно-практического центра наркологии Департамента здравоохранения города Москвы.

В феврале — апреле 2015 г. специалисты социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Возрождение» провели в нашей школе:
1) 12 лекций для учащихся 4-11-х классов по темам «Личность и индивидуальность», «Самоуважение», «Психоактивные вещества и последствия их употребления», «Как отказаться от предложенных наркотиков», «Сопротивление массовой рекламе психоактивных веществ», «Здоровье и вредные привычки» и т. д.;
2) два родительских собрания по темам:

  • «Особенности родительских отношений в подростковый период: конфликты, агрессия, стресс» для родителей учащихся 5-7-х классов;
  • «Стиль воспитания, ошибочные цели в поведении детей и их переориентация, физическое наказание и его последствия» для родителей учащихся 8-9-х классов.

В апреле 2015 г. под патронажем КДН и ЗП для старшеклассников было проведено профилактическое мероприятие в рамках городского антинаркотического месячника «Москва — территория здоровья». В нем приняли участие ребята всей гимназии. Мероприятие было направлено на формирование здорового образа жизни и нетерпимого отношения к психоактивным веществам среди подростков.

В течение прошедшего учебного года специалисты школы обеспечивались видеоматериалами по профилактике наркомании, токсикомании, методическими рекомендациями для занятий по темам нравственно-этического и антинаркотического воспитания. В декабре 2014 г. КДН и ЗП провела межведомственный координационный выездной семинар-совещание по обмену информацией и опытом работы как образовательных организаций, так и всех структур, участвующих в работе с несовершеннолетними «Формы и методы работы комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав с учреждениями образования, досуга, спорта и культуры».

В мае 2015 г. на базе школы прошло расширенное заседание совета профилактики правонарушений с участием различных служб: Центра психологической помощи «На Снежной», отдела опеки, попечительства и патронажа района Лосиноостровский и т. д.

В заключение хочу заметить, что я как методист школы № 297 являюсь членом КДН и ЗП и регулярно принимаю участие в ее заседаниях, поэтому хорошо знаю проблемы, которые возникают в процессе работы с несовершеннолетними и их семьями. Самая главная из них — это отсутствие возможности реального воздействия на родителей, страдающих алкогольной, наркотической зависимостью, различными формами психических расстройств, при решении трудной ситуации в семье. У представителей комиссии нет полномочий по освидетельствованию родителей, а также по применению к ним адекватного наказания (действует только система штрафов).

Тем не менее с каждый трудным ребенком мы работаем с максимальной отдачей: собираем данные, проводим их анализ и вместе с учреждениями системы профилактики разрабатываем комплекс мер по оздоровлению семейной обстановки, оказанию ребенку и членам его семьи правовой, материальной, медицинской и психологической помощи.

Два раза в год согласно утвержденному графику школа отчитывается перед КДН и ЗП о проделанной работе по социальному направлению.

КАК ПРАВИЛЬНО: опека или опёка

Слово опека пишется и читается через е с ударением на второй слог.

ПРАВИЛЬНО: опека