ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2018года
Практикум для директора
Работа с учителями

Анкета, чтобы определить степень психической неустойчивости учителя

Яна Акинкина, психолог, Москва                                               
Если учитель резко изменил поведение, проверьте его нервно-психическую устойчивость. Возможно, ему сейчас не рекомендуется работать с детьми. Как это определить? В статье – признаки неустойчивой психики и анкета от психолога. 

Нервно-психическая неустойчивость возникает под влиянием обстоятельств. Из-за этого у учителя появляются скрытые и явные эмоциональные и интеллектуальные нарушения. Обратите внимание на поведение педагогов и заранее выявите признаки неустойчивости. Предложите заполнить анкету. Она поможет оценить склонность к нервным срывам. Что делать, если такая склонность есть, читайте в памятке.

Когда предположить нервно-психическую неустойчивость

Чтобы обнаружить признаки неустойчивой психики, присмотритесь к психомоторике и темпераменту. Признаки психомоторики: у учителя нарушена координация, он напряжен, делает неловкие и угловатые движения, часто заметна дрожь. Признаки темперамента: учитель тревожен, импульсивен, упрям, груб, недостаточно сообразителен. Он быстро утомляется, отвлекается, высказывается чрезмерно конкретно. Ниже – примеры поведения учителей с неустойчивой психикой. Это не окончательные портреты, но типичные ситуации.

Пример 1. Часто меняет поведение. Учитель меняет поведение в зависимости от окружающей обстановки, среды, собеседника. У методиста был спокойным, а пришел в класс к ученикам и стал раздраженным.

Пример 2. Не терпит критику. Учитель склонен пререкаться с начальством. Воспринимает конструктивную критику «в штыки», сразу переходит на повышенный тон.

Пример 3. Раздражает обыденность. Учителя раздражают однотипные ситуации. Когда он находится в обычной обстановке, резко меняется настроение. Например, спокойное – на бурный всплеск эмоций.

Если вы неоднократно замечаете у педагога подобное поведение, проведите беседу и проанкетируйте его.

Как выявить нервно-психическую неустойчивость

На заметку

Причины нервно-психической неустойчивости: заболевания внутренних органов, вегетативные расстройства, особенности характера

Проведите беседу, чтобы определить причины необычного поведения. Предложите учителю пять вопросов для обсуждения.

Расскажите о том, как вы справляетесь с тревогой.

По каким признакам вы видите, что появляется раздражение?

Назовите положительные черты своего характера.

Как вы можете описать свой темперамент?

Не могли бы вы заполнить анкету? 

Используйте тесты для диагностики психологического здоровья: анкету «Устойчивая ли психика у учителя?», тест Спилбергера -Ханина, чтобы выявить уровень тревожности, тест руки Вагнера, опросник Басса – Дарки, чтобы выявить агрессивность.

Если подозрение подтвердилось или по результатам беседы нужно глубже понять причины неустойчивого поведения, обратитесь к педагогу-психологу. Психолог оценит нервно-психическое состояние учителя и даст заключение о том, можно ли допустить его к работе с детьми. Это поможет поддержать рабочую атмосферу в педагогическом коллективе и адекватное взаимодействие школы с родителями.

Проверяйте также будущих сотрудников на собеседовании при приеме на работу. Попросите медицинскую книжку и заключения невролога, психиатра, нарколога. Посмотрите, часто ли кандидат на педагогическую должность меняет место работы, должности и сферы деятельности. Обращайте внимание на внешние признаки нервно-психической неустойчивости: красные пятна на лице, тик, фоновый тремор, пот.

Смотрите и скачивайте анкету для учителя и памятку для директора

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.rukobr.ru).