ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2018года
Административно-хозяйственная работа
Коротко о главном

Переделайте паспорт доступности школы по новой форме

В ноябре 2017 года Минтруд утвердил Методические рекомендации, по которым будут выявлять дискриминацию инвалидов в школах. Проверять будут в том числе по показателям из паспорта доступности. Если паспорт вашей школы составлен по старой форме, то этих показателей в нем нет, и прокуратура вправе вынести предписание. Как оформить паспорт доступности правильно, читайте в статье.

Если вы еще не переоформили паспорт доступности школы для инвалидов, пора это сделать. Сравним старую и новую формы по содержанию разделов с учетом того, что важного изменилось, что критично для новой формы, что упростили разработчики.

Условия доступности основных функциональных зон школы

Изменились принципы оценивания. Смотрите, на что обратить внимание при оценке школы и услуг, на какие вопросы ответить.

Как было в старой форме

Вы оценивали доступность школы по зонам: территория (участок), вход, путь движения внутри, зона целевого назначения, санитарно-гигиенические помещения, система информации и связи, путь движения от остановки. Для большинства школ типичным заключением в паспорте доступности было: «Доступно частично всем».

Что изменилось

Обратите внимание

Новая форма паспорта короче предыдущей: три страницы вместо пяти и без приложений

Теперь вы даете однозначную оценку состояния – отдельно объекта (школы) и услуги (общее образование). Для объекта указываете доступность/наличие: автостоянки для инвалидов, сменных кресел-колясок, адаптированных лифтов, поручней, пандусов, подъемников (аппарелей), раздвижных дверей, достаточной ширины дверных проемов, лестничных маршей, площадок, входных групп, санитарно-гигиенических помещений, носителей информации и оборудования.

Чтобы оценить состояние услуги, отвечаете на вопросы:

1) инструктировали ли вы персонал о работе с инвалидами (при этом приказом на работников необходимо такую обязанность возложить);

2) получают ли дети-инвалиды помощь при приеме в школу;

3) есть ли в школе вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне;

4) есть ли в школе спецоборудование для массовых мероприятий, например звукоусиливающее;

5) могут ли инвалиды получить в вашей школе услуги сурдопереводчика, тьютора;

6) есть ли возможность пустить собаку-проводника на территорию школы.

Перечни критериев для оценки объекта и услуги открытые. Поэтому советуем указывать и иные показатели, которые считаете нужными и на которые школа потратила деньги до заполнения паспорта.

В форме предусмотрено место для комментариев и по объекту, и по услуге. Поэтому, если есть недостатки в том или ином показателе или вы считаете, что показатель неприменим, – пишите.

Пример. У школы нет транспортных средств. Поэтому в паспорте доступности в показателе «Соответствие транспортных средств, используемых для предоставления услуг населению, требованиям их доступности для инвалидов» нужно писать: «Транспортные средства отсутствуют». Или в показателе «Выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов» указать «Автостоянка имеется, но место для инвалида-колясочника не выделено».

Условия доступности в целом

Изменились критерии доступности. Они стали более конкретными. Смотрите, что требуется указать в паспорте доступности школы.

Как было в старой форме

Раньше вы оценивали доступность школы для разных категорий инвалидов по четырем критериям: «А» – доступность всех зон и помещений – универсальная; «Б» – доступны специально выделенные участки и помещения; «ДУ» – доступность условная: дополнительная помощь сотрудника, услуги на дому, дистанционно; «ВНД» – не организована доступность. Чаще всего школы прописывали условную доступность объекта. По таким неопределенным критериям было сложно сделать вывод, может школа принимать инвалидов или нет.

Что изменилось

На заметку

Если здание невозможно модернизировать под требования доступности, то учредитель должен предоставить образовательные услуги инвалидам дистанционно или по месту жительства

Критерии доступности в новой форме более конкретные, что помогает принимать управленческое решение. Теперь вы указываете форму оказания образовательной услуги: на объекте, с длительным пребыванием, на дому или дистанционно.

В разделе IV «Оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов предоставляемых услуг» описываете как реальную доступность – состояние помещений и оборудования, так и доступность за счет помощи работников школы. Для этого в пункте 4 вы указываете, есть ли работники, на которых приказом возложена помощь инвалидам.

Маршрут движения ребенка-инвалида до школы

Изменилось количество информации, которую нужно указать в паспорте доступности школы. Ее стало меньше: лишнюю убрали.

Как было в старой форме

В разделе 3 «Состояние доступности объекта» старой формы паспорта вы описывали путь, который проходит (проезжает) ребенок-инвалид до школы. Это расстояние до школы от остановки транспорта, время движения пешком и т. д.

Что изменилось

Данную информацию полностью исключили из формы паспорта для образовательных организаций. Школы не могут повлиять на доступность прилегающей территории и тратить бюджетные средства на ее благоустройство.

Управленческие решения по приспособлению школы для инвалидов

Изменился объект описания. Смотрите в разделе, как использовать старые формулировки в новом паспорте, что указать дополнительно.

Как было в старой форме

В форме паспорта для объектов социальной инфраструктуры вы прописывали решения для приспособления территории школы, входных групп, путей движения внутри здания, путей эвакуации, санитарно-гигиенических помещений и т. д. По каждой функциональной зоне вы писали управленческие решения, например: не нуждается в приспособлении; технические решения невозможны – организация альтернативной формы обслуживания; индивидуальные решения с техническими средствами реабилитации; ремонт (текущий, капитальный).

Что изменилось

Формулировки из старого паспорта доступности вы можете использовать в новом. Но в новой форме управленческие решения не привязаны к функциональным зонам школы, а должны описывать объем работ. Поэтому ориентируйтесь на оценку состояния доступности, которую вы уже дали, формы организации доступности услуги и финансирование.

В графе «Сроки исполнения» пишите утвержденные или планируемые сроки. Если вы уже внесли в план финансово-хозяйственной деятельности ремонтные работы в связи с управленческим решением, то обозначьте сроки ремонта. Если в плане этого нет, а решение уже принято, то поставьте в графе «Сроки», которые вы планируете, – от минимального до максимального.

К сведению

Почему вам нужно переоформить паспорт доступности

В 2015 году Минобрнауки разработало показатели условий доступности для образовательных организаций (приказ от 09.11.2015 № 1309). Эти показатели конкретнее, чем требования к объектам социальной инфраструктуры. По ним специальная комиссия оценивает доступность школы для инвалидов. По ним же заполняется паспорт доступности. Если паспорт доступности вашей школы составлен по форме для объектов социальной инфраструктуры, этих показателей в нем нет. Поэтому паспорт в любом случае придется переоформлять.

Образец паспорта

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.rukobr.ru).