ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
4
Апрель 2024года
Образовательный процесс
ФОП

Предварительные итоги работы по ФОП: задачи для ответственных и направления контроля

Елена Литвинова, директор МБОУ СОШ № 28 г. Белгорода, член Невской Образовательной Ассамблеи, победитель регионального конкурса для руководителей образовательных организаций «Векторы успеха»
В статье — поручения, которые директор белгородской школы уже раздает ответственным, чтобы подвести итоги работы по ФОП. Елена Литвинова уверена, что предварительные итоги помогут выявить недочеты и отчитаться перед учредителем. Новые задачи ответственным распределены по направлениям, в них — ключевые действия, которые должны быть на контроле у директора.

Предлагаю начать подводить итог по ФОП уже в апреле. К началу четвертой четверти руководитель может увидеть, как работает организационное сопровождение всех уровней образования. Как выполняют основные функции заместители, научно-методический совет, методические объединения. Далее я расписала поручения ответственным, чтобы комплексно подойти к анализу годовой работы. Оценочные мероприятия позволят школе выявить достижения и недоработки и впоследствии добиться высокого уровня реализации ФОП.

Главное в статье Скрыть Заму по методработе проверить должностные инструкции и выявить затруднения педагогов

Чтобы определить, какие направления необходимо доработать по результатам учебного года, руководителю стоит вернуться к чек-листу готовности школы к ФОП. Поручите заму по методической работе проверить, соответствуют ли должностные инструкции ФООП. У педагогов должна быть нужная квалификация по направлению. Это поможет выполнить в полном объеме образовательные программы и качественно организовать безопасный образовательный процесс.

Провести повторную проверку готовности педагогов к федеральным программам. Но перед этим поручите методобъединениям выявить затруднения педагогов и классифицировать их по компонентам образовательного процесса. Эта задача сразу для нескольких замов: тех, кто занимается содержательным компонентом ФООП и контролирует оценочно-коррекционный компонент.

Создать и организовать работу проблемно-творческих групп. Сформируйте их из педагогов-экспертов. Из руководителей методических объединений — тех, кто не испытывает затруднения. Подключите к работе научно-методический совет.

Основная задача — проконтролировать, как школа реализует все три направления оценки. Первое — анализ образовательных достижений обучающихся на различных этапах. Второе — проверка процедур внутреннего мониторинга школы, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней. Третье направление — оценка результатов деятельности педагогов как основа аттестационных процедур. Необходимо проанализировать, как конкретизировали три подхода к оценке образовательных результатов учеников — системно-деятельностный, уровневый и комплексный.

На заметку

Недочеты, которые выявите в результате анализа и исправите, помогут привести должностные инструкции в соответствие с ФООП НОО, ООО, СОО

Главное в статье Скрыть Заму по НОО и педагогу-психологу проанализировать методы оценки и метапредметные результаты

Здесь я предлагаю обязать зама, который курирует уровень начального общего образования, проанализировать формы оценки достижения планируемых, предметных, метапредметных, личностных результатов. А педагогу-психологу обсудить метапредметный мониторинг.

Проанализировать формы оценки. Поручите эту задачу заму по НОО. Оценку предметных и метапредметных результатов школа должна была реализовать через стартовый контроль. Например, с помощью педагогической диагностики стартовой готовности к обучению в 1-м классе. Через текущий контроль — устные опросы, проверочные практические работы, диктанты, творческие работы. Частично через итоговые контроли — проверку навыка чтения, диагностические работы.

Обсудить, как пройдет мониторинг метапредметных УУД. Это позволит определить условия, которые нужно создать, чтобы сформировать у каждого ребенка метапредметные УУД. Параллельно поручите педагогам начальных классов организовать комплексную диагностическую работу на межпредметной основе для обучающихся 2–4-х классов. Она состоит из заданий, чтобы проверить уровень читательской, математической и естественно-научной грамотности. А для учащихся 4-х классов — читательской, математической, естественно-научной и финансовой грамотности.

Заму по ООО и руководителям методобъединений контролировать индивидуальные достижения

Обратите внимание

Аналитическая деятельность по итогам процедур поможет скорректировать тексты стартовых диагностических работ и комплексных работ, которые школа подготовила впервые в начале учебного года

Заместителю директора по ООО необходимо проанализировать оценочные процедуры школы, чтобы контролировать динамику индивидуальных достижений обучающихся по ООП ООО с учетом ФОП ООО.

Оценить результаты стартовых диагностик, текущих и тематических отметок. Поручите подвести итоги письменных работ на межпредметной основе, чтобы проанализировать читательскую грамотность, практической работы с письменной частью — оценить цифровую грамотность.

Обсудить с руководителями методических объединений результаты олимпиады школьников. Используйте это направление, как элемент внешней оценки. По этому направлению обязательно подключайте службу психолого-педагогического сопровождения, чтобы оценить внутренние достижения.

Организовать подготовку к экспертной оценке индивидуальных проектов, промежуточной и итоговой аттестации. Организовать процесс можно через методобъединения. Это нужно сделать из-за ФОП, потому что важные показатели уровня сформированности у обучающихся комплекса УУД — результаты учебных исследований и проектов в рамках урочной и внеурочной деятельности. А анализ этой деятельности поможет заму, руководителям методобъединений и педагогам-экспертам скорректировать диагностические работы.

Сформировать банки диагностических, практических работ и заданий. В банках должныы быть еще задания с закрытыми и открытыми ответами, формы, методы, модели заданий. Это надо сделать по итогам первого учебного года по ФООП. На методических объединениях поручите каждому педагогу подвести итоги критериальной оценки во время внутришкольных оценочных процедур. Это можно сделать по итогам первого полугодия обучения.

Главное в статье Скрыть Заму по СОО проконтролировать сформированность УУД

Проанализировать результативность старшеклассников в рамках метапредметных достижений. Заместитель директора по СОО должен через итоги письменной работы на межпредметной основе проанализировать читательскую грамотность, практической работы в сочетании с письменной частью. Пусть зам проконтролирует, как педагог-психолог проверяет сформированность УУД, подготовит к защите индивидуального проекта учащихся 10-х классов.

Внедрить требования раздела «Федеральный план внеурочной деятельности». Это требование вступает в силу с 1 сентября 2024 года (п. 133 ФОП СОО). ФОП СОО не выделяет конкретных направлений внеурочной деятельности для плана. При этом указывает, что план внеурочной деятельности СОО должен включать две части: план деятельности ученических сообществ и курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся. Первая часть отражает внеурочную деятельность ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов, юношеских общественных объединений, организаций в рамках движения молодежи «Движение первых». Вторая часть содержит предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы СОО.

Заму по ВР и советнику по воспитанию курировать оценку личностных результатов

На заметку

Администрации школы нужно контролировать закупку учебников, учебных пособий и рабочих тетрадей по ФОП

Усилить внимание к личностным результатам. Координирующую функцию должен отработать зам по ВР. Здесь следует контролировать классных руководителей и представителей социально-психологической службы. Цель оценки личностных достижений обучающихся по ФОП — получить общее представление о воспитательной деятельности образовательной организации и ее влиянии на коллектив обучающихся. Поэтому заму нужно определить вместе с советником по воспитанию, чего удалось достичь, что надо скорректировать на следующий учебный год или внедрить в будущем. Это поможет спланировать воспитательную работу с обучающимися и их семьями.

Проанализировать алгоритм, как школа реализует план внеурочной деятельности для учащихся 10-х классов. Это задача заместителя директора по ВР и советника по воспитанию. Для мониторинга эффективности вариативного компонента плана поручите оценить категории: особенности развития личностной, социальной, экологической, профессиональной и здоровьесберегающей культуры обучающихся, детско-родительские отношения и степень включенности родителей в образовательный процесс

К сведению

Что включает в себя чек-лист проверки школы по ФОП

Чек-лист проверки школы может включать несколько вопросов. Например, соответствуют ли НПА и учебные планы федеральному законодательству о ФООП, план внеурочной деятельности федеральному плану внеурочной деятельности. Как школа соблюдает требования должностных инструкций педагогических работников, какие формы внутренней оценки достижений обучающихся применяет. Как работает социально-психологическая служба в условиях ФООП и новых стандартов.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.rukobr.ru ).