Обзор проектов ФООП для начальной, основной и средней школы
Образовательные организации должны заменить примерные и рабочие программы с 1 сентября 2023 года. Поэтому школам следует постепенно знакомиться с содержанием ФООП и привыкать к новому формату работы.
Сайты проектов
Проекты федеральных основных образовательных программ опубликовали на сайте regulation.gov.ru. Они есть для всех уровней образования: НОО, ООО и СОО.
Проекты для каждого уровня обучения
Уровень | Ссылка |
---|---|
Начальная школа | Проект ФОП НОО▼ |
Основная школа | Проект ФОП ООО▼ |
Средняя школа | Проект ФОП СОО▼ |
Структура ФООП
Все проекты ФООП содержат три раздела: целевой, содержательный, организационный. ФООП должны разработать в соответствии с ФГОС, поэтому основные разделы остаются неизменными. Подробнее о структуре каждого уровня образования из ФООП – в таблицах 1, 2 и 3.
Таблица 1. Структура ФООП НОО
Раздел | Содержание | |
---|---|---|
Целевой | Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися ФООП НОО Система оценки достижения планируемых результатов освоения | |
Содержательный | Федеральные рабочие программы учебных предметов Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся Федеральная рабочая программа воспитания Программа коррекционной работы | |
Организационный | Федеральный учебный план Федеральный план внеурочной деятельности Федеральный календарный учебный график Федеральный календарный план воспитательной работы |
Таблица 2. Структура ФООП ООО
Раздел | Содержание | |
---|---|---|
Целевой | Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися ФООП ООО Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФООП ООО | |
Содержательный | Федеральные рабочие программы учебных предметов Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся Федеральная рабочая программа воспитания Программа коррекционной работы | |
Организационный | Федеральный учебный план Федеральный план внеурочной деятельности Федеральный календарный учебный график Федеральный календарный план воспитательной работы |
Таблица 3. Структура ФООП СОО
Раздел | Содержание | |
---|---|---|
Целевой | Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися ФООП СОО Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФООП СОО | |
Содержательный | Федеральные рабочие программы учебных предметов Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся Федеральная рабочая программа воспитания Программа коррекционной работы | |
Организационный | Федеральный учебный план Федеральный план внеурочной деятельности Федеральный календарный учебный график Федеральный календарный план воспитательной работы |
Новое в ФООП
ФООП подробно разъясняют, из чего должно состоять портфолио ученика. Помимо персональных, также можно вести и портфолио класса. Эту информацию включили в систему оценки достижения планируемых результатов.
ФГОС упоминают, что электронная информационно-образовательная среда включает портфолио обучающихся. Но в документах не говорится, как составлять и какую информацию указывать в нем.
Требования к портфолио по ФООП НОО. Портфолио оценивает динамику учебной и творческой активности обучающегося, направленность, широту или избирательность интересов, выраженность проявлений творческой инициативы. В портфолио входят творческие работы учащегося – фотографии, видеоматериалы. А также отзывы и награды – дипломы, сертификаты участия, рецензии, наградные листы. Отбор работ для портфолио и отзывов учащийся ведет вместе с классным руководителем и родителями.
Обратите внимание
Портфолио формируется в электронном виде в течение всех лет обучения на уровне основной школы
Портфолио можно сформировать как в бумажном, так и в электронном виде на протяжении всех лет обучения на уровне НОО. Результаты используют, когда вырабатывают рекомендации по обучению и готовят характеристику обучающегося.
Требования к портфолио по ФООП ООО. Отбор работ и отзывов для портфолио ведет сам обучающийся вместе с классным руководителем и при участии семьи. Включать какие-либо материалы в портфолио без согласия обучающегося нельзя. Результаты используют, когда вырабатывают рекомендации по выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне СОО. Они могут отражаться в характеристике.
Требования к портфолио
Требования к портфолио на уровне средней и основной школы полностью совпадают. Возможно, здесь разработчики ошиблись и скопировали описание из предыдущего уровня. В вариантах НОО и ООО результаты портфолио собирают на текущем уровне обучения и используют на следующем. В проекте ФООП должно было быть указано, что результаты портфолио собирают за все годы обучения на уровне СОО и используют при выработке рекомендаций на уровнях СПО и ВПО. Однако этого в проекте нет. Предполагаем, что в ходе доработки проектов эту ошибку заметят и исправят.
Новые рабочие программы в содержательном разделе
На заметку
Федеральные рабочие программы устанавливают распределение учебного материала по классам
Проекты ФООП содержат федеральные рабочие программы учебных предметов только по нескольким учебным предметам. В начальной школе описаны три учебных предмета: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир». В основной и средней школах – шесть учебных предметов: «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Одно из нововведений – модуль «Элементы начальной военной подготовки» в федеральной рабочей программе по ОБЖ для уровня СОО. Его предлагают в одном из вариантов содержания предмета. Старшеклассники будут изучать строевую подготовку, правила обращения с оружием, действия и способы передвижения в бою, средства индивидуальной защиты и сооружения для защиты личного состава. Подробнее смотрите в таблице 4, 5 и 6.
Таблица 4. Распределение часов по классам на уровне НОО
Предмет | Распределение | |
---|---|---|
Русский язык | Общее число часов на изучение – 675,5 часа в неделю в каждом классе: в 1-м классе – 165 часов; во 2–4-м классах – по 170 часов | |
Литературное чтение | При интегрированном изучении в рамках курса «Основы грамоты» на литературное чтение отводится – 80 часов. Затем в 1-м классе – не менее 10 учебных недель, 40 часов; во 2–4-м классах по 136 часов, 4 часа в неделю в каждом классе | |
Окружающий мир | Общее число часов – 270, 2 часа в неделю в каждом классе: 1-й класс – 66 часов; 2-й класс – 68 часов; 3-й класс – 68 часов; 4-й класс – 68 часов |
Таблица 5. Распределение часов по классам на уровне ООО
Предмет | Распределение | |
---|---|---|
Русский язык | Всего 714 часов: 5-й класс – 170 часов, 5 часов в неделю; 6-й класс – 204 часа, 6 часов в неделю; 7-й класс – 136 часов, 4 часа в неделю; 8-й класс – 102 часа, 3 часа в неделю; 9-й класс – 102 часа, 3 часа в неделю | |
Литература | Всего 442 часа. В 5, 6, 9-м классах на изучение – 3 часа в неделю, в 7-м и 8-м классах – 2 часа в неделю | |
История | В 5–8-м классах по 2 часа в неделю, в 9-м классе – 2 (3) часа в неделю при 34 учебных неделях. В 5-м классе – 68 часов; 6-й класс – 68 часов; 7-й и 8-й классы – 68 часов; 9-й класс – 68 (84) | |
Обществознание | Изучается с 6 по 9 класс. Общее количество учебных часов на четыре года обучения составляет 136. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения – 1 час | |
География | Всего – 272 часа: по одному часу в неделю в 5-м и 6-м классах и по 2 часа в 7, 8 и 9-м классах. Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время |
Таблица 6. Распределение часов по классам на уровне СОО
Предмет | Распределение | |
---|---|---|
ОБЖ | Может изучаться в 5–7-м классах из расчета 1 час в неделю за счет формируемой части УП (всего 102 часа). В 8–9-м классах предмет изучается из расчета 1 час в неделю за счет обязательной части учебного плана, всего 68 часов | |
Русский язык | Учебным планом на изучение русского языка на базовом уровне – 136 часов: в 10-м классе – 68 часов, 2 часа в неделю; в 11-м классе – 68 часов, 2 часа в неделю | |
Литература | На изучение литературы в 10–11-м классах среднего общего образования на базовом уровне в федеральном учебном плане – 204 часа, рассчитанных на 34 учебные недели на каждый год обучения | |
История | На базовом уровне в 10–11-м классах по 2 учебных часа в неделю при 34 учебных неделях | |
Обществознание | На базовом уровне изучается в 10-м и 11-м классах. Общее количество учебного времени на 2 года обучения составляет 136 часов, 68 часов в год. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 2 часа | |
География | На базовом уровне отводится 68 часов: по одному часу в неделю в 10-м и 11-м классах | |
ОБЖ | Всего на изучение – 68 часов в 10–11-м классах |
Коллизия в проекте ФООП СОО
ФООП должны быть разработаны по ФГОС (ч. 6.5 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273). Однако ФООП СОО содержит программу формирования УУД у школьников, хотя во ФГОС СОО она называется иначе – программа развития УУД, а не формирования. Возможно, разработчики допустили опечатку в федеральных ООП или планируют изменения во ФГОС, чтобы сделать названия всех программ единообразными.
Содержание ФООП
Помимо федеральных рабочих программ по предметам, проект ФООП содержат другую учебно-методическую документацию, их описание и образцы:
– федеральные учебные планы;
– федеральный план внеурочной деятельности;
– федеральный календарный учебный график;
– федеральный календарный план воспитательной работы;
– федеральная рабочая программа воспитания;
– программа формирования универсальных учебных действий;
– программа коррекционной работы.
В целом эти документы соответствуют ФГОС по уровням образования и дают право школе на самостоятельность при разработке собственной программы. Например, федеральный календарный учебный график содержит только описание того, как он должен выглядеть в программе. При этом его образца в ФООП нет. Когда составляете свою ООП помните, что содержание и образовательные результаты не должны быть ниже тем, которые закреплены федеральными ООП.
Обратите внимание