ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2016года
Слово эксперту
Блицопрос

Как разработать эффективную программу развития школы?

Участники блицопроса дают советы о том, как разработать нужную и полезную программу развития образовательной организации.

Елена Губанова, профессор кафедры менеджмента и управления проектами Московского института открытого образования

Программа развития школы — документ в сфере образования не новый. Он хорошо известен и директорам, и специалистам органов управления образования, и экспертам. Опыт по его разработке накоплен на всех уровнях. Тем не менее хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты.

В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» школы должны согласовывать программу с учредителем. Однако на практике ситуация иная. В большинстве субъектов РФ процедура согласования этого документа не предусмотрена, что, по моему мнению, неправильно.

Поясню свою позицию.

Во-первых, учредитель должен знать ориентиры развития школы и следить за тем, чтобы они соответствовали государственной политике в области образования и соотносились с направлениями, установленными региональными (муниципальными) программами развития образования.

Во-вторых, в законодательстве нормативно закреплены компетенции образовательных организаций по созданию программ развития, но не затронуты вопросы финансового обеспечения этого процесса. Понятно, что решаться они должны совместно с учредителем.

В-третьих, поскольку программа развития является стратегическим управленческим документом, определяющим развитие школы, она имеет отношение ко всем участникам образовательных отношений, а значит, должна разрабатываться и приниматься в порядке, установленном ч. 3 и 4 ст. 30 упомянутого выше закона, т. е. с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, представительных органов работников и др.

Исходя из вышеизложенного считаю, что для создания эффективной программы развития школы необходимо наличие локального нормативного акта — положения о программе развития или порядка разработки программы развития. В таком документе можно не только прописать особенности создания, утверждения и внесения изменений в программу в соответствии с требованиями законодательства, степень участия учредителя при ее согласовании, но и установить порядок проведения мониторинга реализации запланированных мероприятий, а также и форму представления промежуточных и конечных результатов.

Александр Седельников, председатель общественной палаты по образованию и просвещению Гражданской ассамблеи (региональной общественной палаты) Красноярского края

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации разработку и утверждение документа под названием «программа развития». В соответствии с нормой ст. 28 он подлежит обязательному согласованию с учредителем.

Данное предписание необходимо выполнять. Однако, к сожалению, ни в законе, ни в инструктивно-методических документах не дается определение программы развития. По этой причине у школ нет четких критериев для разработки и утверждения программы, а у учредителя нет критериев для ее согласования. Более того, закон не определяет ответственность школы за невыполнение программы и ответственность учредителя за отсутствие контроля ее выполнения.

В результате школы создают самые разные по содержанию и по форме документы, называя их программами развития. Большой пользы они не приносят, хотя в некоторых случаях и используются для составления плана работы на учебный год.

Будем надеяться, что в скором времени ситуация изменится: директора осознают ценность и необходимость программы развития как инструмента для стратегического управления школой и перестанут относиться формально к выполнению этого требования законодательства.

Дмитрий Соколов, директор школы № 1, г. Горбатов, Нижегородская обл.

Если разрабатывать программу развития, что называется, не для галочки, потрудиться нужно немало.

Сначала нужно собрать группу разработчиков и разделить их на стратегов и тактиков. К первым, как правило, относятся директор школы, руководители коллегиальных органов управления и председатель родительского комитета, ко вторым — те, кто отвечает за конкретные стороны школьной жизни. Привлекать или нет сторонних экспертов — дело каждого. Замечу, что цена вопроса порой себя не оправдывает. И этот «варяг», не знающий особенностей школы, может напредлагать такого, что и отказать трудно, и исполнить невозможно.

Для разработки стратегии рабочая группа должна собраться в максимально полном составе. Все вместе они должны ответить на два вопроса: какой должна быть школа и как этого достичь. Возможно, при разработке стратегии возникнет спор. Но ведь это и хорошо, лишь бы доводы сторон были аргументированными.

Долго стратегически мыслить непродуктивно, поэтому больше двух собраний проводить не нужно. После того как цель определена, необходимо сформулировать задачи. И вот здесь приходит звездный час для тактиков — специалистов в разных направлениях деятельности школы.

Каждая задача должна предполагать достижение конкретных показателей. Ведь проще стремиться к чему-то определенному, например к тому, чтобы число занимающихся в детских объединениях подростков от 14 лет выросло на 15%.

Далее каждый специалист работает над своим направлением, однако не так, чтобы кто в лес, кто по дрова. Чтобы этого не случилось, нужно назначить координатора. Эта роль может быть отведена ответственному тактику. Предварительно он должен проговорить с исполнителями алгоритм работы, стилистику написания текстов, уместность табличных и графических форм отображения материала. Хорошо, если для каждого будет сделана матрица, опираясь на которую проще расписывать свое направление.

После того как материал будет готов, координатор объединит все в единый документ и вынесет на суд стратегов. И уже через пару оперативных совещаний на утверждение совета школы может быть представлен проект программы развития. Качественно сделанная программа, в которой отражены интересы всех сторон образовательного процесса, обязательно будет поддержана советом и согласована учредителем, как того и требует законодательство.

Ирина Ефремова, директор школы № 2, г. Югорск, ХМАО — Югра

Первый шаг на пути к созданию эффективной программы развития школы — формирование команды разработчиков. Они должны позаботиться о том, чтобы процесс разработки не превратился в фикцию, а сам документ не был формальным.

Второй шаг — моделирование образа будущего школы. Его невозможно, да и не нужно представлять детально, но общие черты должны быть зафиксированы на бумаге. Для этого необходимо ответить на три вопроса: какими качествами должны обладать ваши выпускники, чтобы стать успешными в жизни, как для этого должен измениться образовательный процесс и какую систему ценностей нужно сформировать у педагогического коллектива, чтобы организовать такой процесс.

Третий шаг — написание плана действий по реализации программы с указанием конкретных результатов. Это очень важно, поскольку необходимо точно оценить имеющиеся у школы ресурсы. На этом же этапе нужно установить четкие критерии, по которым можно будет судить об осуществлении заявленного в документе.

Четвертый шаг — организация общественного обсуждения программы. Как правило, оно проводится на школьной конференции, общешкольном родительском собрании, в сетевых сообществах. При этом не нужно забывать о PR-сопровождении программы, целью которого является создание у общественности положительного образа школы, улучшение ее репутации.

В заключение замечу, что программа развития школы не догма. Если необходимо, ее следует пересматривать, изменять и дополнять.

Тамара Петухова, директор школы № 644, г. Санкт-Петербург

Разрабатывая программу развития школы, необходимо четко сформулировать цель и стратегическую идею. Для нашего коллектива, например, целью стало достижение показателей, позволяющих войти в топ-100 лучших школ Санкт-Петербурга, стратегической идеей — организация сетевого взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта и другими социальными партнерами по развитию обогащенной развивающей среды для талантливых детей.

Предварительно лучше проконсультироваться со специалистами. Нам, в частности, помогли лекции сотрудников кафедры управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Кроме того, необходимо изучить действующие стратегические документы. Мы, например, учитывали положения федеральной государственной программы «Развитие образования» на 2013—2020 гг. и государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015—2020 гг.

При написании программы особое внимание нужно уделить вопросам финансового обеспечения ее реализации. В нынешней экономической ситуации можно рассчитывать только на выделяемую учредителем субсидию. А он, в свою очередь, должен понимать, как вы собираетесь расходовать средства.

Но даже если вы составите реальный сценарий развития школы, распишете все риски, создадите гениальный финансовый план, почивать на лаврах не придется. Нужно будет и экономить, и использовать дополнительные источники финансирования, например от приносящей доход деятельности. Однако чем лучше проработан финансовый план, тем меньше проблем вас ждет впереди.

Опрос провела Светлана Баева