ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Апрель 2015года
Рабочее время
Бухучет

Благоустройство территории бюджетной образовательной организации: финансирование, учет расходов

Карина Максимова, финансовый директор детского сада «Журавленок» г. Москвы

Под благоустройством территории образовательной организации понимается комплекс мероприятий, направленных на создание комфортного, удобного и безопасного пространства, улучшение ее ( т. е. территории) санитарного, экологического и эстетического состояния. Как правило, при благоустройстве проводятся следующие мероприятия:

  • озеленение;
  • прокладка дорожно-тропиночной сети;
  • укладка асфальтового, полиуретанового, резинового и прочего покрытия;
  • установка ограждений;
  • возведение малых архитектурных форм как декоративного, так и утилитарного характера (лестницы, пандусы, подпорные стенки и др.).

Процесс подготовки и проведения работ по благоустройству можно условно разделить на несколько этапов:

  1. Согласование благоустройства территории с собственником земельного участка.
  2. Расчет стоимости работ, определение источника финансирования, заключение договоров.
  3. Проведение работ по благоустройству, поставка оборудования, принятие его к учету.
  4. Ведение аналитического учета в течение срока эксплуатации объектов благоустройства.

Рассмотрим наиболее сложные моменты 1-3-го этапов.

Согласование благоустройства территории с собственником земельного участка

Перед тем как планировать работы по благоустройству территории образовательной организации, нужно уточнить, кто является собственником земельного участка, на котором она находится, а также изучить региональные нормативные правовые акты, регулирующие вопрос изменения планов земельных участков.

Например, государственные детские сады и общеобразовательные школы г. Москвы используют земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования. Соответственно, прежде чем приступить к работам по благоустройству территории, в результате которых изменится внутренняя планировка участка, администрация детского сада или школы должна согласовать изменения с Департаментом имущества города Москвы.

Изменение градостроительных планов земельных участков в г. Москве осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги «Подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков» в городе Москве, утв. постановлением правительства Москвы от  19.06.2012 №  280-ПП.

Определение источника финансирования

После принятия решения о проведении мероприятий по благоустройству территории необходимо определить источник финансирования предполагаемых работ, закупки оборудования и т. д.

Источниками финансирования бюджетной образовательной организации могут быть:

  • субсидии на выполнение государственного задания;
  • субсидии на иные цели (целевые субсидии);
  • средства от приносящей доход деятельности.

Однако если учредитель не включил в расчет субсидии на выполнение госзадания затраты на благоустройство территории, то выбор сводится к минимуму: субсидии на иные цели или средства от приносящей доход деятельности.

Если образовательная организация выбрала субсидии на иные цели, ее руководитель должен подать учредителю запрос на выделение средств на планируемые мероприятия и расчет затрат. При положительном решении учредителя заключается двустороннее соглашение на предоставление указанной субсидии.

Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в пп. 1–3 ч. 2 ст. 15 Закона №  44-ФЗ закупок — в порядке, установленном Законом №  44-ФЗ, или в соответствии с Законом №  223-ФЗ — не может быть изменено в текущем году.

Ч. 3 ст. 15 Закона №  44-ФЗ

Если образовательная организация выбрала средства от приносящей доход деятельности, ее руководитель должен определиться, по какому нормативному правовому акту организация будет осуществлять закупки: в соответствии с Федеральным законом от  05.04.2013 №  44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №  44-ФЗ) либо в соответствии с Федеральным законом от  18.07.2011 №  223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон №  223-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона №  44-ФЗ при наличии правового акта (положения о закупке), принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона №  223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году закупки за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц, в т. ч. в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности, за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

В положении о закупке должны быть указаны требования к закупке, в т. ч. порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные Законом №  223-ФЗ, размещаются на официальном сайте РФ в  информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.

Учет расходов

Допустим, бюджетная образовательная организация, расположенная в г. Москве, решила в рамках благоустройства территории проложить новые асфальтовые дорожки и приобрести две малые архитектурные формы.

Согласно п. 38 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от  01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), асфальтовое покрытие и малые архитектурные формы относятся к основным средствам, поскольку срок их полезного использования составляет более 12 месяцев.

Следует отметить, что в состав первоначальной (фактической) стоимости основного средства включаются все расходы, связанные с его приобретением (п. 47 Инструкции № 157н). Данные расходы аккумулируются на счете 106 01 «Вложения в основные средства».

Если земельный участок не закреплен за образовательной организацией на праве собственности, для учета расходов по укладке асфальтового покрытия следует применять подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Согласно Инструкции № 157н группировка и отнесение объектов к тем или иным группам основных средств осуществляются в соответствии с видами имущества, установленными Общероссийским классификатором основным фондов ОК-013-94, утв. постановлением Госстандарта России от  26.12.1994 № 359 (далее — ОКОФ). Согласно ОКОФ в состав основных средств при выполнении работ по благоустройству территорий могут быть отнесены объекты по кодам 12 0001010 «Сооружения производственного назначения, не включенные в другие группировки» и 12 0001090 «Прочие сооружения, не включенные в другие группировки». Указанные объекты учитываются на счете 0 101 03 000 «Сооружения».

План счетов бюджетного учета предполагает наличие следующих групп аналитического учета счета 101 00 000 «Основные средства»:

  • 101 10 000 «Недвижимое имущество учреждения»;
  • 101 20 000 «Особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 101 30 000 «Иное движимое имущество учреждения»;
  • 101 40 000 «Предметы лизинга».

В п. 4 постановления Правительства РФ от  26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» установлены следующие интервалы минимальной балансовой стоимости особо ценного движимого имущества:

  • для федеральных автономных и бюджетных учреждений — от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • для автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ — от 50 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • для муниципальных автономных и бюджетных учреждений — от 50 тыс. до 200 тыс. руб.

Если образовательная организация является учреждением субъекта РФ, то асфальтовое покрытие и малые архитектурные формы следует учитывать на счете 0 101 23 000 «Сооружения — особо ценное движимое имущество учреждения» (стоимостный интервал от 50 тыс. до 500 тыс. руб.).

Сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях).

П. 44 Инструкции № 157н

При принятии объекта к учету для правильного отражения начисления амортизации необходимо определить срок его полезного использования (п. 44 Инструкции № 157н). Если объект относится к основным средствам, включенным в первые девять амортизационных групп, срок определяется комиссией по поступлению и выбытию активов на основании ОКОФ, документов производителя или непосредственно исходя из ожидаемого срока использования объекта в хозяйственной деятельности. Если объект относится к десятой группе ОКОФ, то при определении срока полезного использования необходимо руководствоваться Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утв. постановлением Совета Министров СССР от  22.10.1990 № 1072.

Для каждого принятого на учет объекта основных средств открывается инвентарная карточка.

Допустим, бюджетная образовательная организация, о которой речь шла выше, решила проложить асфальтовые дорожки за счет средств от приносящей доход деятельности и приобрести малые архитектурные формы за счет целевой субсидии.

Осуществление закупок бюджетным учреждением за счет бюджетных и иных средств одновременно (смешанное финансирование) осуществляется в соответствии с требованиями Закона №  44-ФЗ.

Письмо Минэкономразвития России от  31.12.2014 №  Д28и-2887

Для данных целей:
1) был произведен расчет начальной максимальной цены контракта;
2) в  план-график на планируемый период были включены конкурентные процедуры:

  • на поставку асфальтового покрытия и малых архитектурных форм;
  • на выполнение работ по укладке асфальтового покрытия.

Все закупки были запланированы в рамках Закона №  44-ФЗ.

После проведения конкурсных процедур были заключены два договора:

  • с поставщиком № 1 на сумму 290 000 руб. без авансового платежа (поставка асфальтового покрытия — 190 000 руб., его укладка — 100 000 руб.);
  • с поставщиком № 2 на приобретение малых архитектурных форм на сумму 110 000 руб. без авансового платежа (два сооружения по 55 000 руб.).

Выполнение образовательной организацией условий договора с поставщиком № 1 в бухгалтерском учете будет отражено следующими бухгалтерскими записями:

Наименование операцииДебетКредитСумма, руб.Подтверждающий документ
Приняты к учету хозяйственные операции по вложениям в объекты основных средств (асфальтовое покрытие)2 106 21 3102 302 34 730190 000Товарная накладная, счет-фактура
Приняты к учету хозяйственные операции по вложениям в объекты основных средств (работы по укладке асфальтового покрытия)2 106 21 3102 302 26 730100 000Акт сдачи-приемки выполненных работ, счет-фактура
Оплачен счет поставщику за асфальтовое покрытие Одновременно2 302 34 8302 201 11 610 Забалансовый счет 18190 000 190 000Выписка банка, платежное поручение
Оплачен счет поставщику за работы по укладке асфальтового покрытия Одновременно2 302 26 8302 201 11 610 Забалансовый счет 18100 000 100 000Выписка банка, платежное поручение
Принята к учету асфальтовая дорожка2 101 23 3102 106 21 410290 000Акт приема-передачи объекта основных средств

Заметим, что приказом Департамента образования города Москвы от  08.04.2011 № 265 «Об определении видов особо ценного движимого имущества государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Департамента образования города Москвы» установлено, что к особо ценному движимому имуществу относится имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 000 руб. В нашем примере сформированная первоначальная стоимость объекта составила 290 000 руб.

Поскольку основное средство было приобретено по коду вида финансового обеспечения «2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)», а также принято к учету как имущество, которым образовательная организация вправе распоряжаться самостоятельно, данное имущество не учитывается в расчетах с учредителем.

Выполнение образовательной организацией условий договора с поставщиком № 2 в бухгалтерском учете будет отражено следующими бухгалтерскими записями:

Наименование операцииДебетКредитСумма, руб.Подтверждающий документ
Приняты к учету хозяйственные операции по вложениям в объекты основных средств (малые архитектурные формы)5 106 21 3105 302 31 730110 000Товарная накладная, счет-фактура
Перечислены деньги поставщику за малые архитектурные формы Одновременно5 302 31 8305 201 11 610 Забалансовый счет 18110 000 110 000Выписка банка, платежное поручение
Капитальные вложения в имущество переведены с кода финансового обеспечения «5 — субсидии на иные цели» на код финансового обеспечения «4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания»5 304 06 830 4 106 21 3105 106 21 410 4 304 06 730110 000 110 000Справка (форма по ОКУД 0504833)
Приняты к учету основные средства по первоначальной стоимости4 101 23 3104 106 21 410110 000Акт приема-передачи объекта основных средств
Закреплено особо ценное имущество за организацией в расчетах с учредителем4 401 10 1724 210 06 660110 000Справка (форма по ОКУД 0504833)
Отражены расчеты с учредителем в части закрепленного особо ценного имущества за бюджетным учреждением по фактической стоимости4 401 10 1724 210 06 660110 000Приказ о закреплении особо ценного движимого имущества, справка (форма по ОКУД 0504833)

Поскольку сформированная первоначальная стоимость каждого объекта составляет более 40 000 руб., амортизация будет начисляться ежемесячно в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.

Срок полезного использования необходимо определить исходя из назначения объекта, его функциональных особенностей и характеристик. В справочнике ОКОФ отсутствует код для асфальтовых дорожек, но можно воспользоваться кодом 12 0001090 «Прочие сооружения, не включенные в другие группировки» и установить срок полезного использования 30 лет. К малым формам можно применить код 19 0009000 «Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках».

Допустим, для малых архитектурных форм комиссия по поступлению и выбытию активов определила срок полезного использования согласно шестой амортизационной группе 15 лет (в группах с первой по девятую срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для данных амортизационных групп).

Сумма амортизации для асфальтовой дорожки составит:

290 000 руб. ÷ 30 лет ÷ 12 мес. = 805,56 руб.

Начисление амортизации следует отображать следующими записями:

Дебет 2 109 00 271 или 2 401 20 271;

Кредит 2 104 23 410.

Сумма амортизации для каждого объекта малых архитектурных форм составит:

55 000 руб. ÷ 15 лет ÷ 12 мес. = 305,56 руб.

Начисление амортизации следует отображать следующими записями:

Дебет 4 109 00 271 или 4 401 20 271;

Кредит 4 104 23 410.

Если в расчет субсидии входят нормативные затраты на содержание территории, то амортизация учитывается в себестоимости оказываемой государственной (муниципальной) услуги на счете 4 109 00 271, а если нет, то применяется счет 4 401 20 271.

Нормативные документы

Федеральный закон от  05.04.2013 №  44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Федеральный закон от  18.07.2011 №  223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Постановление Правительства РФ от  26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»

Приказ Минфина России от  01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»

Письмо Минэкономразвития России от  31.12.2014 №  Д28и-2887 «О возможности бюджетных учреждений осуществлять закупки за счет бюджетных и иных средств одновременно (смешанное финансирование)»

Приказ Департамента образования города Москвы от  08.04.2011 № 265 «Об определении видов особо ценного движимого имущества государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Департамента образования города Москвы»