ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2015года
Есть мнение
Блицопрос

Кадры решают все?

Александр Седельников,
председатель общественного совета министерства образования и науки Красноярского края

Выражение «Кадры решают все» справедливо для всех сфер общественной жизни, в т. ч. и для сферы образования. Спорить с ним сложно, и обсуждать тут, по сути, нечего.

Заметим, однако, что сфера образования не только «принимает» кадры, но и готовит их. Именно образовательные организации, прежде всего среднего и высшего профессионального образования, «куют» кадры для органов власти, промышленных предприятий, медицинских учреждений и пр. Соответственно, если в стране есть проблема с педагогическими кадрами, значит, действующая система образования не выполняет достойно свои функции, и ее нужно менять. Первоочередной задачей общеобразовательных организаций в этой связи является своевременное проведение мероприятий по профориентации и профильному обучению учащихся.

Зоя Кисетова,
зам. директора по  учебно-воспитательной работе СОШ № 719, г. Зеленоград

Кадры решают многое, и это не пустые слова. Возьмем, например, нашу школу. По современным меркам она небольшая — у нас учится всего 630 детей. И все потому, что мы единственное общеобразовательное учреждение в Зеленограде, к которому не присоединили стоящие рядом детские сады, при этом коллектив и родители учащихся выступили категорически против слияния с конкурирующей с нами более 30 лет школой.

Разумеется, нам сегодня трудно соперничать с крупными образовательными комплексами и в развитии материально-технической базы, и в количестве победителей олимпиад, конкурсов и соревнований. Тем не менее наша школа на хорошем счету. Родители с удовольствием приводят к нам детей, в т. ч. братьев и сестер тех, кто уже учится. В первую очередь потому, что у нас создана особая атмосфера — комфортная, безопасная, доброжелательная по отношению к детям. А это, безусловно, заслуга коллектива.

Наши педагоги — очень разные по возрасту, характеру, темпераменту люди, но работают четко и слаженно. Все дети у нас на виду, каждому стараемся помочь реализовать способности и таланты, причем без жестких мер. Отсюда потрясающие результаты. Ребенок, который в другой школе заикался и страдал от нервного тика, у нас начал писать стихи и выступать со сцены. Другой ребенок должен был учиться в коррекционной школе для детей с проблемами в умственном развитии, а у нас занял первое место в окружном конкурсе «Интеллект» для одаренных школьников.

Вывод напрашивается сам собой: в школе с хорошим кадровым составом детям всегда будет хорошо, а значит, учиться они будут с удовольствием и результат показывать максимальный.

Наталья Сапсаенко,
зам. директора по  учебно-воспитательной работе Мечетинской СОШ Зерноградского р-на Ростовской обл.

В конце фразы «Кадры решают все» можно поставить любой знак препинания: вопросительный, восклицательный, точку, многоточие. Я бы поставила точку, сделав предложение утвердительным, потому что уверена — функционирование всей системы общего образования, в т. ч. школ, полностью зависит не только от подбора и расстановки кадров, но и от их качества.

За 35 лет работы в школе я не раз наблюдала, как происходит обновление коллектива, и могу дать объективную оценку работе старых и молодых специалистов. То, чего требует профессиональный стандарт педагога, сегодня нет ни у тех, ни у других. Логично, что введение стандарта отложили до 1 января 2017 г., ведь его невозможно применить: старые кадры ему уже не соответствуют, а новые еще не вырастили.

Когда произносишь фразу «Кадры решают все», невольно представляешь какое-то производство: завод или фабрику. Но ведь и школу можно условно назвать производством — здесь «производят» тех, кто завтра будет жить и развивать нашу страну. А отвечают за его результат в первую очередь педагоги.

Сейчас в образовании появилось много красивых слов: «инновации», «компетентности», «здоровьесбережение», — но они ничто без педагога-профессионала, педагога-труженика, педагога-творца.

Анна Селиверстова,
директор СОШ № 1213, г. Москва

Да, я считаю, что кадры решают все, и в наше время — особенно. Участвуя в обсуждении актуальных вопросов подготовки кадров и роли молодого поколения в построении будущего нашей страны на Гайдаровском форуме — 2015, заместитель Министра образования и науки РФ Вениамин Каганов сказал: «Этому поколению придется чаще менять направление деятельности, поскольку жизнь не стоит на месте. Те же изменения происходят и в системе образования. Ее модернизация — постоянный процесс, который не может остановиться».

Я полностью с этим согласна. Чтобы соответствовать запросам общества, пожеланиям родителей и учащихся, школа должна сегодня применять инновационные, зарекомендовавшие себя в развитых странах технологии обучения и воспитания. А для этого нужны высококлассные специалисты!

Мне как руководителю в этом смысле интересны педагогические работники, у которых, помимо «классического», полученного в педвузе образования, есть еще одно — по любой другой специальности, которая востребована в школе. Сейчас у нас в штате примерно 40% таких профессионалов (я называю их «учитель в квадрате»). Это дает мне возможность взаимозаменять педагогов на уроках, давать им дополнительные поручения и таким образом решать насущные вопросы.

Думаю, что за подобным подходом к формированию кадрового потенциала в образовательной организации будущее. Единственное, нужно помнить, что многопрофильные специалисты должны получать соответствующую их знаниям и вкладу в общее дело заработную плату.

Инга Белобаба,
директор гимназии № 76, г. Омск

Да, я уверена, что данный лозунг сегодня актуален во всех сферах деятельности, в т. ч. и в образовании. Если раньше администрация школы могла полностью обеспечить образовательный результат, то сегодня в условиях реализации ФГОС, высоких требований к знаниям и умениям специалистов только профессиональная, творческая, инициативная, мобильная команда может справиться с поставленными задачами.

К сожалению, в настоящее время средний возраст педагогов во многих школах составляет 45 и более лет и далеко не все из них хотят учиться. Тем не менее иного выхода нет: для успешного развития сферы общего образования нужны суперквалифицированные кадры.

Что может сделать для этого директор? Прежде всего, создать условия для обучения педагогов в удобной и приемлемой для них форме — например, проводить повышение квалификации непосредственно школе. Кроме того, можно усилить мотивацию педагогов (эффективны торжественное вручение грамот, сертификатов, размещение поздравлений на сайте, денежное поощрение), достойно оценивать заслуги работников, в т. ч. ходатайствовать о награждении их отраслевыми наградами всех уровней. Ну и конечно, важно соблюдать возрастной баланс: в школьном коллективе должны быть как молодые специалисты, так и педагоги с большим стажем и опытом работы. Все эти меры должны в конечном счете привести к желаемому результату — созданию профессионального, способного к решению любых задач трудового коллектива.

Опрос провела Оксана Зуева